IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )


 Forum Rules Правила «Православного форума»
 
Reply to this topicStart new topic
> Почитание святых икон
saahriktu
сообщение Mon, 16 November 2009, 21:47
Сообщение #1


Свой человек
***

Группа: Members
Сообщений: 2641
Регистрация: 31.3.2009

Пользователь №: 14004



Репутация:   66  


Цитата
Всем известно обвинение православных протестантами в идолопоклонстве именно по причине иконопочитания. При этом обычно ссылаются на соответствующую заповедь Декало-га. Конечно, первоначально им следовало бы доказать, что христианские иконы действительно суть идолы или кумиры, поскольку в греческом языке слова "икона" ("eikon") и "идол" ("eidolon") — это совершенно разные понятия. Против тех, кто не умеет отличать священное изображение от идолов, можно обратить слова ап. Павла: "...как же ты, ...гнушаясь идолов, святотатствуешь?" (Рим. 2, 21-22).

Действительно, в Ветхом Завете существовал запрет на создание и почитание изображений. Это было исторически обусловлено условиями жизни богоизбранного народа, который находился в языческом окружении, но этот запрет и в Ветхом Завете не был безусловным. Например, Моисей по непосредственному указанию Божию изготовил медного змия, и этот змий много веков хранился во Святая Святых Иерусалимского храма. Над Ковчегом Завета, который тоже находился в Святая Святых храма, также по непосредственному указанию Божию были сделаны изображения двух херувимов: "там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым" (Исх. 25, 22). Таким образом, херувимы и Ковчег Завета были видимым образом невидимого Бога и отношение к этим видимым образам безусловно предполагало благоговейное почитание. В Ветхом Завете описывается случай поражения Озы, который за неблагоговейное прикосновение к Ковчегу Завета был поражен смертью (2 Цар. 6, 7).

Изначально слово "святой" относилось исключительно к Богу, но затем это наименование стало прилагаться не только к Богу, несоизмеримому с тварью, но и ко всему, что имеет к Богу положительное отношение, что напоминает нам о Боге и нас к Нему приближает, например, храм, закон и т. д. Подобного рода предметы требуют благоговейного к себе отношения и могут быть предметами поклонения и почитания. В противном случае вторая заповедь Моисея — "Не сотвори себе кумира..." (Втор. 5, 8) пришла бы в противоречие с четвертой заповедью — "Наблюдай день субботний..." (Втор. 5, 12) и пятой — "Почитай отца твоего и матерь твою..." (Втор. 5, 16). Такое отношение к священным предметам было естественным уже в Ветхом Завете.

Если бы протестанты были последовательными, то они должны были бы записать в язычники, например, пророка Исаию, который говорит: "...и на закон Его будут уповать ..." (Ис. 42, 4) и таким образом предметом религиозного упования объявляет не Бога, а бездушный закон. И тем более царь Давид, который говорит: "...поклонюсь святому храму Твоему..." (Пс. о, 8), т. е. поклоняется не Самому Богу, а храму, который рассматривался всего лишь как дом Божий. Или "Как люблю я закон Твой!" (Пс. 118, 97), т. е., согласно Давиду, предметом религиозной любви может быть не только Сам Бог, но и все, что связано с Ним и напоминает о Нем.

Несомненно, что предметом почитания и поклонения может быть и человек, высшее творение, созданное по образу и подобию Божию. В Ветхом Завете мы имеем целый ряд примеров поклонения людей друг другу. Например, царь Давид поклонился своим гостям (3 Цар. 1, 47); Авраам кланялся хеттеянам (Быт. 23, 12); "...Братья... поклонились ему (Иосифу. — ОД.) лицем до земли" (Быт. 42, 6), есть и другие примеры.

В каком смысле мы говорим о поклонении иконам, об их почитании, и можно ли это квалифицировать как идолопоклонство? Прежде всего нужно дать определение того, что есть идолопоклонство, или язычество. Наиболее глубокое определение того, что есть язычество, дает ап. Павел: "Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца..." (Рим. 1, 25). Исходя из этого определения, никак нельзя иконопочитание приравнять к идолопоклонству. Во-первых, иконопочитание не есть почитание кого-то или чего-то вместо Творца"почитание угодников Божиих и их изображений в Церкви всегда совершается в Боге. Во-вторых, это не есть служение, потому что православное богословие и практика иконопочитания строго различают поклонение как всецелое служение (latreia), которое подобает только одному Богу, и поклонение как воздаяние чести (timetike proskynesis), что буквально можно перевести как "почитательное поклонение", которое допустимо по отношению ко всему, что достойно уважения и почитания, и не только по отношению к иконам, но и к мощам, реликвиям, свв. угодникам. Ангелам и т. д. Поэтому иконопочитание и возможно и полезно.

Но иконопочитание — это не только вопрос церковной практики. Оно имеет и догматической, а именно христологический аспект. В таком контексте проблема иконопочитания была поставлена в эпоху иконоборческих споров. До начала иконоборчества Церковь допускала различное отношение к иконам и иконопочитание в Церкви не было повсеместным и строго обязательным. Но после VII Вселенского Собора оно стало обязательным, т. к. именно с этого времени учение об иконопочитании оказалось теснейшим образом связанным с вопросом о Боговоплощении.

Основной вопрос иконоборческих споров — это вопрос о возможности изображения Бога. В Ветхом Завете это было запрещено. Говоря словами ап. Иоанна Богослова, "Бога не видел никто никогда". Такая возможность открылась только в Новом Завете. Евангелист продолжает: "Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1, 18), т. е. благодаря Боговоплощению невидимый Бог стал доступен нашему чувственному восприятию. Иконоборцы пытались обосновать невозможность изображения Бога даже в воплощенном состоянии. Главный богослов иконоборчества император Константин V Копроним предлагал православным следующую дилемму: "Что вы изображаете и чему вы поклоняетесь? Если вы пытаетесь изобразить Божество, то это невозможно, поскольку оно по определению неизобразимо. Если вы изображаете и поклоняетесь человечеству, то, во-первых, вы язычники, поскольку поклоняетесь твари, во-вторых, несториане, поскольку рассекаете Христа надвое, отделяя Его человечество от Божества".

Православные отвечали, что аргументы иконоборцев бьют мимо цели и свидетельствуют лишь о монофизитских предпосылках иконоборческой христологической доктрины, потому что православные изображают не Божество и не человечество, а единую богочеловеческую Личность и поклоняются не "чему", не природе, а "кому". Лицу. Честь, воздаваемая образу, переходит к Первообразу. Таким образом, икона есть средство общения с Богом и со святыми.

На иконах мы изображаем Второе Лицо Пресвятой Троицы — Сына Божия в том виде, в каком Он открылся нам в Воплощении. Как известно, все, что видимо, то и описуемо. Если бы Христос был неизобразим, то отсюда следовало бы заключить, что Он во время Своей земной жизни был невидим, тогда и Евангелие было бы невозможно, т. к. оно тоже есть образ Воплощенного Бога, Его словесная икона. Но апостолы учили о том, "...что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни" (1 Ин. 1, 1). Таким образом, иконоборчество ставит под сомнение основной догмат христианства — учение о Боговоплощении, т. е. фактически представляет собой разновидность докетизма (отрицание реальности Боговоплощения). Не случайно один из главных защитников иконопочитания, патриарх Константинопольский Никифор Исповедник, назвал иконоборчество "ересью аграптодокетизма" (от греч. grafo).
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Максим-лесник
сообщение Mon, 23 April 2012, 18:34
Сообщение #2


Постоялец
**

Группа: Members
Сообщений: 1092
Регистрация: 25.1.2009

Пользователь №: 13016



Репутация:   49  


спасибо, saahriktu!.. эта тема не раз пригодилась)


--------------------
"Сажающий дерево, насаждает надежду, мир и получает Божии благословения".
(с)старец Амфилохий
Go to the top of the page
 
+Quote Post
orthodox
сообщение Mon, 23 April 2012, 20:27
Сообщение #3


редко появляюсь
*****

Группа: Gold Members
Сообщений: 14294
Регистрация: 22.12.2005
Из: ближайшего белогордского хутора

Пользователь №: 2981



Репутация:   450  


Да... отрывок из очерка по догматике священника Олега Давыденкова http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge2/da...1g_37_all.shtml


--------------------
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Максим-лесник
сообщение Thu, 5 July 2012, 21:58
Сообщение #4


Постоялец
**

Группа: Members
Сообщений: 1092
Регистрация: 25.1.2009

Пользователь №: 13016



Репутация:   49  


Дамы и господа! на сайте ридус.ру автором статьи "Православный «обряд почитания мебели» вызвал недоумение у блогеров" допущена, надеюсь, непреднамеренная дезинформация: вместо того, чтобы написать, что верующие приложились к иконе, написано, что они прикладывались к сидению.

Предлагаю желающим зарегестрироваться на том сайте (регистрация очень проста) и высказать в теме
http://www.ridus.ru/news/38799/?page=1#comments

просьбу автору написать опровержение своим словам, ктоорые вызвали на этом либеральном сайте вал злостной критики против Церкви, как видим, вовсе необоснованной. Там уже написан комментарий о.Г.Гуляева, просто проголосуйте своими просьбами за написание официального опровержения: думаю, такая маленькая победа над ложью была бы нелишней ни для православных форумчан, ни для остальных - тоже честных людей. Спасибо!

.............................

комментарий о.Г.Гуляева:

Что же произошло на самом деле?

«11 октября 2009 года состоялась передача личных вещей святителя Иоанна Шанхайского (епитрахиль, поручи, омофор, а также кресло, в котором умер святитель) и иконы с частицей его мощей в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру. Все эти вещи были вынесены для всеобщего обозрения, перед иконой был отслужен молебен святителю Иоанну, после чего верующие приложились к иконе, которая стояла на кресле. Кресло в данном случае служило в качестве аналоя. Речи о поклонении креслу не идёт», — прокомментировал пресс-секретарь Донецкой епархии протоиерей Георгий Гуляев.

На фотографиях четко видно, что люди целовали икону святителя, а не кресло. Впрочем, ищущим повода поругать православие атеистам и протестантам иконопочитание также представляется идолопоклонством.

http://www.pravmir.ru/kreslo-svyatitelya-i...nxajskogo-foto/


--------------------
"Сажающий дерево, насаждает надежду, мир и получает Божии благословения".
(с)старец Амфилохий
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Epsion
сообщение Fri, 6 July 2012, 22:40
Сообщение #5


Постоялец
**

Группа: Members
Сообщений: 2448
Регистрация: 18.2.2010
Из: Белгород

Пользователь №: 19043



Репутация:   97  


Go to the top of the page
 
+Quote Post
еретик
сообщение Sat, 7 July 2012, 16:29
Сообщение #6


Свой человек
***

Группа: Members
Сообщений: 4263
Регистрация: 25.2.2008
Из: Белгород

Пользователь №: 9541



Репутация:   346  


Цитата(Ixtio @ Mon, 23 April 2012, 21:27) *
Да... отрывок из очерка по догматике священника Олега Давыденкова http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge2/da...1g_37_all.shtml

От попыток оправдать иконопоклонение догматически у меня всегда возникает самое неприятное впечатление. Чуствуешь, что человек лжет и изворачивается и самое противное, что и сам он чувствует сомнительность своей позиции.


--------------------
Можно молчать и сидеть смирно, только когда есть стрелы и лук; иначе болтают и бранятся. (с)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Михаил
сообщение Sat, 7 July 2012, 20:53
Сообщение #7


Общественник
****

Группа: Gold Members
Сообщений: 6428
Регистрация: 11.12.2003
Из: Москва

Пользователь №: 107



Репутация:   290  


Цитата(еретик @ Sat, 7 July 2012, 17:29) *
От попыток оправдать иконопоклонение догматически у меня всегда возникает самое неприятное впечатление. Чуствуешь, что человек лжет и изворачивается и самое противное, что и сам он чувствует сомнительность своей позиции.

Ну чувствуйте дальше, я вот тоже чувствую, что любое Богословие для вас есть изворачивание, так как всякий судит по себе.
Спаси Господи.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
еретик
сообщение Sun, 8 July 2012, 23:32
Сообщение #8


Свой человек
***

Группа: Members
Сообщений: 4263
Регистрация: 25.2.2008
Из: Белгород

Пользователь №: 9541



Репутация:   346  


Цитата(Михаил @ Sat, 7 July 2012, 21:53) *
Ну чувствуйте дальше, я вот тоже чувствую, что любое Богословие для вас есть изворачивание, так как всякий судит по себе.
Спаси Господи.

Да я, в обще то, без претензий. Православные вольны сами устанавливать обряды и догматы своей веры.


--------------------
Можно молчать и сидеть смирно, только когда есть стрелы и лук; иначе болтают и бранятся. (с)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Михаил
сообщение Mon, 9 July 2012, 16:03
Сообщение #9


Общественник
****

Группа: Gold Members
Сообщений: 6428
Регистрация: 11.12.2003
Из: Москва

Пользователь №: 107



Репутация:   290  


Цитата(еретик @ Mon, 9 July 2012, 00:32) *
Да я, в обще то, без претензий. Православные вольны сами устанавливать обряды и догматы своей веры.

Спаси Господи, добрый человек.
Go to the top of the page
 
+Quote Post

Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: Fri, 18 October 2019, 11:32
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика